Прежде чем приступать к записи рилс, вебинара или подкаста, требуется максимальная подготовка. И один из ключевых пунктов грамотной подготовки — это создание сценария. Чем подробнее будет ваш сценарий, тем легче пройдёт процесс съемки.
Но прежде, чем приступать к непосредственно написанию сценария, придется сделать предварительную «домашнюю работу».
Но прежде, чем приступать к непосредственно написанию сценария, придется сделать предварительную «домашнюю работу».
1. Определитесь с темой и целевой аудиторией
Это первое, что нужно сделать до создания любого творческого/информационного продукта. Ответьте себе на простой вопрос: «Что именно и для кого я снимаю?».
Чем конкретнее вы ответите на этот вопрос, тем успешнее будет ваш видеоролик. Ведь зная цель, можно подобрать наиболее подходящие средства.
Например, если вы хорошо представляете своего типичного зрителя, вам будет ясно, какие проблемы и факты будут наиболее интересны для него.
Чем конкретнее вы ответите на этот вопрос, тем успешнее будет ваш видеоролик. Ведь зная цель, можно подобрать наиболее подходящие средства.
Например, если вы хорошо представляете своего типичного зрителя, вам будет ясно, какие проблемы и факты будут наиболее интересны для него.
2. Соберите материал
Уникумов, которые могут говорить на любую тему прямо «из головы», легко оперируя цифрами и фактами, в мире единицы. Чаще всего эти люди являются уникальными специалистами в очень узких областях.
Всем остальным нужно готовиться, чтобы долго «без воды» говорить на какую-то тему. Даже опытные профессиональные журналисты всегда готовятся к съемкам, особенно, если им нужно рассказывать о каких-то фактах, людях, событиях. А если речь идет об интервью — тут подготовка должна быть просто доскональной! Хотя бы потому, что люди очень чувствительны к личной информации и ко всему тому, что с ними связано. И если вы придете на интервью без подготовки, ни к чему хорошему это не приведет.
Для начала выбранную тему хорошо бы погуглить, поискать интересную информацию в интернете, послушать/посмотреть референсы, освежить знания, которые у вас уже есть. Из всего этого нужно выбрать самое интересное, какие-то неожиданные факты, яркие события, фрагменты биографии. И обязательно сформировать своё видение, сгенерировать свои мысли по этому поводу. Ведь в подкастах, интервью, вебинарах и экспертных видео чаще всего самое интересное — это именно авторское видение темы.
Всем остальным нужно готовиться, чтобы долго «без воды» говорить на какую-то тему. Даже опытные профессиональные журналисты всегда готовятся к съемкам, особенно, если им нужно рассказывать о каких-то фактах, людях, событиях. А если речь идет об интервью — тут подготовка должна быть просто доскональной! Хотя бы потому, что люди очень чувствительны к личной информации и ко всему тому, что с ними связано. И если вы придете на интервью без подготовки, ни к чему хорошему это не приведет.
Для начала выбранную тему хорошо бы погуглить, поискать интересную информацию в интернете, послушать/посмотреть референсы, освежить знания, которые у вас уже есть. Из всего этого нужно выбрать самое интересное, какие-то неожиданные факты, яркие события, фрагменты биографии. И обязательно сформировать своё видение, сгенерировать свои мысли по этому поводу. Ведь в подкастах, интервью, вебинарах и экспертных видео чаще всего самое интересное — это именно авторское видение темы.
3. Определитесь с форматом
В каком формате вы хотели бы снять своё видео? Будет ли это вариант «говорящей головы» в чистом виде ли вы «разбавите» свой ролик каким-то видеорядом? Вы будете в кадре в одиночку или с собеседниками? Какой хронометраж вы планируете для видео?
Давайте кратко разберем все три пункта на конкретном примере.
Допустим, вы посмотрели новый фильм в кинотеатре и хотите снять подкаст, чтобы высказать своё мнение. То есть, темой видео будет разбор фильма, а целевой аудиторией — те, кому этот фильм интересен и в целом люди соответствующего возраста.
Далее. Надо ли собирать материал? Вы ведь только что вышли из кинотеатра. Несомненно! История создания фильма, как и где снимали, что говорят актеры про свои роли в фильме, кто написал сценарий, в чем главный смысл фильма или каково его скрытое послание зрителям — всё это может быть интересно. А вдруг это экранизация всем известного бестселлера, который тоже имеет свою историю? В таком случае тем для обсуждения будет ещё больше. Если уделить этому вопросу хотя бы пару часов, можно найти много всего интересного.
В каком формате снимать такое видео? Будет ли интересно вашему целевому зрителю, если вы будете в кадре в одиночестве, даже если вы «нарыли» эксклюзивные факты? Или лучше снять подкаст? С кем? Может поискать того, кому фильм категорически не понравился и построить подкаст в форме дискуссии? А может быть дочь вашей соседки работает помощником режиссера сериалов на «ТНТ» и у неё есть желание поговорить о тонкостях кинопроизводства? Вполне вероятно, что вы даже сможете вытащить на эфир кого-то из молодых актеров, снявшихся в эпизоде этого фильма, или специалиста по компьютерной графике и спецэффектам, которых в фильме было очень много. Кто будет интересней вашему целевому зрителю?
Давайте кратко разберем все три пункта на конкретном примере.
Допустим, вы посмотрели новый фильм в кинотеатре и хотите снять подкаст, чтобы высказать своё мнение. То есть, темой видео будет разбор фильма, а целевой аудиторией — те, кому этот фильм интересен и в целом люди соответствующего возраста.
Далее. Надо ли собирать материал? Вы ведь только что вышли из кинотеатра. Несомненно! История создания фильма, как и где снимали, что говорят актеры про свои роли в фильме, кто написал сценарий, в чем главный смысл фильма или каково его скрытое послание зрителям — всё это может быть интересно. А вдруг это экранизация всем известного бестселлера, который тоже имеет свою историю? В таком случае тем для обсуждения будет ещё больше. Если уделить этому вопросу хотя бы пару часов, можно найти много всего интересного.
В каком формате снимать такое видео? Будет ли интересно вашему целевому зрителю, если вы будете в кадре в одиночестве, даже если вы «нарыли» эксклюзивные факты? Или лучше снять подкаст? С кем? Может поискать того, кому фильм категорически не понравился и построить подкаст в форме дискуссии? А может быть дочь вашей соседки работает помощником режиссера сериалов на «ТНТ» и у неё есть желание поговорить о тонкостях кинопроизводства? Вполне вероятно, что вы даже сможете вытащить на эфир кого-то из молодых актеров, снявшихся в эпизоде этого фильма, или специалиста по компьютерной графике и спецэффектам, которых в фильме было очень много. Кто будет интересней вашему целевому зрителю?
Примерно так надо порассуждать и самому ответить на свои же вопросы. А когда вы разберетесь со всеми тремя пунктами, можно садиться писать сценарий.
В написании сценария, как и в любом творческом деле, жестких правил и ограничений нет. Кто-то пишет подробный и практически дословный текст, который будет произносить перед камерой, и потом читает его с телесуфлера (специального дисплея, который показывает текст во время съемки). Его присутствие незаметно для зрителя и очень удобно для тех, кому трудно спонтанно говорить перед камерой. Кто-то набрасывает лишь основные тезисы своего подкаста или съемки, а опытный блогер — только краткий план. Исходите из того, что удобно лично для вас.
Единственное пожелание — писать простыми и короткими разговорными фразами. Как показывает практика, не всякий изысканно и вычурно написанный текст органично звучит в кадре. Самый лучший способ проверить текст на органичность звучания — это прочитать его вслух. Места, которые надо перефразировать, сократить или убрать, сразу себя «выдадут».
Помимо текста в сценарии обычно присутствует раскадровка. Она нужна прежде всего для оператора, а также для общего понимания, в какой момент какие планы снимаются, что подсветить, на что сделать акцент, где засмеяться, а где сделать грустное лицо. Даже если снимается достаточно статичное видео — например, вы просто сидите за столом и рассказываете, желательно сделать пометки, в какой момент надо поменять ракурс съемки или локацию, а когда взять лицо крупным планом, чтобы подчеркнуть эмоции.
В сценарии желательно также расписать дополнительные материалы. Это могут быть фото или видеовставки (футажи), текстовые подписи или субтитры, заставки, всплывающие элементы, музыкальный фон и т. д. В принципе, все эти пометки можно внести уже после съемки, и тогда ваш сценарий плавно превратится в техническое задание для последующего монтажа. Ещё один плюс сценария — если он написан максимально подробно и логично, из него получается отличное рабочее техническое задание.
Единственное пожелание — писать простыми и короткими разговорными фразами. Как показывает практика, не всякий изысканно и вычурно написанный текст органично звучит в кадре. Самый лучший способ проверить текст на органичность звучания — это прочитать его вслух. Места, которые надо перефразировать, сократить или убрать, сразу себя «выдадут».
Помимо текста в сценарии обычно присутствует раскадровка. Она нужна прежде всего для оператора, а также для общего понимания, в какой момент какие планы снимаются, что подсветить, на что сделать акцент, где засмеяться, а где сделать грустное лицо. Даже если снимается достаточно статичное видео — например, вы просто сидите за столом и рассказываете, желательно сделать пометки, в какой момент надо поменять ракурс съемки или локацию, а когда взять лицо крупным планом, чтобы подчеркнуть эмоции.
В сценарии желательно также расписать дополнительные материалы. Это могут быть фото или видеовставки (футажи), текстовые подписи или субтитры, заставки, всплывающие элементы, музыкальный фон и т. д. В принципе, все эти пометки можно внести уже после съемки, и тогда ваш сценарий плавно превратится в техническое задание для последующего монтажа. Ещё один плюс сценария — если он написан максимально подробно и логично, из него получается отличное рабочее техническое задание.
Основные пункты сценария:
1. Вступление
⠀
Яркое и короткое вступление, которое должно заинтересовать зрителя. Вы можете кратко сказать, о чем будет ролик, представить собеседников, пообещать интересный контент, показать пару «нарезок» с интересными моментами подкаста/видео. Или просто поздороваться и напомнить, кто вы, о чем вы рассказываете и снимаете видео. Тут также уместен дисклеймер, если он требуется.
2. Основная часть
⠀
Если у вас нет привычки писать подробно, распишите основную часть своего подкаста/видео хотя бы тезисно. Из практического опыта съемок в нашей студии можем сказать, что лучше говорить на съемках своими словами. Это в большинстве случаев воспринимается зрителем естественнее, чем чтение ранее заготовленного текста. Но при этом, если плана/сценария нет совсем, то съемка может пробуксовывать или дополнительно затянуться.
3. Концовка
⠀
В конце ролика не помешает предложить зрителям подписаться, поставить лайк или написать комментарий. Такая «напоминалка» всё ещё работает, и некоторая часть аудитории на неё реагирует. Органично прозвучит в конце и анонс следующего выпуска или какой-то интригующий намек о том, что «продолжение следует» и у вас запланированы новые, не менее интересные выпуски.
⠀
Яркое и короткое вступление, которое должно заинтересовать зрителя. Вы можете кратко сказать, о чем будет ролик, представить собеседников, пообещать интересный контент, показать пару «нарезок» с интересными моментами подкаста/видео. Или просто поздороваться и напомнить, кто вы, о чем вы рассказываете и снимаете видео. Тут также уместен дисклеймер, если он требуется.
2. Основная часть
⠀
Если у вас нет привычки писать подробно, распишите основную часть своего подкаста/видео хотя бы тезисно. Из практического опыта съемок в нашей студии можем сказать, что лучше говорить на съемках своими словами. Это в большинстве случаев воспринимается зрителем естественнее, чем чтение ранее заготовленного текста. Но при этом, если плана/сценария нет совсем, то съемка может пробуксовывать или дополнительно затянуться.
3. Концовка
⠀
В конце ролика не помешает предложить зрителям подписаться, поставить лайк или написать комментарий. Такая «напоминалка» всё ещё работает, и некоторая часть аудитории на неё реагирует. Органично прозвучит в конце и анонс следующего выпуска или какой-то интригующий намек о том, что «продолжение следует» и у вас запланированы новые, не менее интересные выпуски.
Видеостудия Smile искренне заинтересована в том, чтобы ваши рилсы, подкасты и вебинары получились профессиональными. У нас опытные операторы, топовое современное оборудование и более 50 вариаций локаций.
Мы будем рады помочь вам со всеми стадиями съемочного процесса, включая препродакшн. Обращайтесь, мы всё подробно расскажем, а также покажем, как происходит запись у нас в студии. Ждем вас в гости!
Удачи вам в создании и развитии ваших видеопроектов, друзья!